Полезная статья, которая подчеркивает важность вклада аэрозольной передачи в распространение респираторных вирусов, включая грипп, риновирусы, коронавирсусы и др. И подчеркивает важность вклада аэрозольной передачи в эпидемию ковида.
К сожалению, этот компонент большинством людей (и врачей в том числе) недоучитывается, соответственно и меры могут быть недостаточными, в этом направлении.
Статья хорошо иллюстрирована, думаю, все заинтересованные поймут о чем речь.




Ниже данные по материалам статьи (преимущественно, касательно ковида и мер).
Физическое дистанцирование, которое предовтращает, преимущественно, капельную передачу, также снижает и вероятность вдыхания аэрозолей, поскольку концентрации аэрозолей намного выше в непосредственной близости от инфицированного человека и тоже уменьшается срасстоянием. ВОЗ и многие национальные агентства общественного здравоохранения рекомендуют соблюдать физическое расстояние 1 или 2 м. Но это помогает ограниченно.
Если бы в передаче преобладали крупные капли, только дистанцирование могло бы само по себе эффективно подавить передачу SARS-CoV-2 (чего не наблюдается).
Есть много работ, в которых задокументированы случаи сверхраспространения в плохо вентилируемых помещениях, в том числе на сравнительно далекие расстояния.
Несмотря на предполагаемое преобладание капельной составляющей в воздушно-капельной передаче респираторных инфекций, существуют убедительные доказательства, подтверждающие передачу аэрозольным путем многих вирусов, включая вирус кори, гриппа, аденовирус, энтеровирус, респираторно-синцитиальный вирус (RSV), риновирус человека (hRV), коронавирусы тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV), ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV) и ковида (SARS -CoV-2).
Согласно оценкам, на долю аэрозольной передачи приходится примерно половина случаев для гриппа А.
Исследование передачи риновируса с заражением человека показало, что аэрозольная форма может быть доминирующим способом передачи. Есть данные исследований, что коронавирус SARS-CoV-2 у хомяков и хорьков передается аэрозольно (там эксперименты были организованы так, чтоб исключить непосредственный контакт и капельную передачу).
Анализ респираторных выбросов во время инфицирования вирусом гриппа, вирусом парагриппа, RSV, метапневмовирусом человека и hRV выявил присутствие вирусных геномов в аэрозолях, в частицах различных размеров, причем наибольшее количество виурса обнаруживается в аэрозолях <5 мкм, а не в более крупных частичках.
Для гриппа, в аэрозолях, выдыхаемых больными, РНК вируса была обнаружена и в частицах ≤5 мкм, и в > 5 мкм, при этом большее количество вирусной РНК содержалось в мелких аэрозольных частицах. Для ковида - и вирусная РНК, и сам вирус был обнаружен в аэрозолях от 0,25 до> 4 мкм. Лабораторные исследования показали, что SARS-CoV-2 в аэрозольной форме имеет может сохранять инфекционность 1- 3 часа.
С начала эпидемии ковида думали, что в передаче преобладает капельная составляющая, но пандемия вынудила проводить разные исследования, чтобы "заново открыть Америку"
Ранее уже было известно, что из из дыхательных путей больных с ОРЗ, и проб воздуха в помещениях, где они находятся, выделялись аденовирус, вирус Коксаки, кори, риновирус вирусы гриппа, RSV, вирусы SARS-CoV и MERS-CoV.
Потом, появились данные и по коронавирсусу SARS-CoV-2. Например, концентрация SARS-CoV-2 в воздухе больничной палаты с двумя пациентами с COVID-19 составляла от 6 до 74 TCID50 на литр (средняя инфекционная доза тканевой культуры на литр). Распределение встречаемости вирусного материала в составе аэрозольных частиц связано с местом их образования, механизмом продуцирования, и степенью заражениятканей в месте образования микрокапельки, и это все широко варьирует для разных вирусов.
Принято считать, что вирусные концентрации в клинических образцах (например, в мокроте или слюне) напрямую соотносятся с концентрацией виурса в каплях и аэрозолях, образующихся при дыхании, и что вирусная нагрузка зависит от начального объема капель и аэрозолей. Однако разделенные по размеру образцы аэрозолей, собранные в выдыхаемом воздухе людей, инфицированных вирусами гриппа A или B, вирусом парагриппа, сезонным коронавирусом, hRV или RSV, и воздуха, собранные в различных условиях, показывают, что более мелкие частицы оказываются сравнительно обогащены вирусами.
В образцах, взятых у больных гриппом при дыхании, разговоре и(или) кашле, более половины вирусной РНК была обнаружена именно в аэрозолях <4–5 мкм. В исследовании, в ходе которого собирались аэрозоли в поликлинике, детском центре и в самолетах, более половины РНК вируса гриппа A была обнаружена в аэрозолях <2,5 мкм.
В другом исследовании показано, что распределение вирусов гриппа и RSV в воздухе, измеренное в больнице, отличается- 42% РНК вируса гриппа A, но только 9% РНК RSV, находились в аэрозолях размером ≤4 мкм. Исследование нескольких других респираторных вирусов показало, что вирусная РНК чаще встречается в маленьких (<5 мкм) аэрозолях, чем в больших.
Касательно ковида - были данные, что часть пациентов с COVID-19 выделяет до 105-107 копий генома SARS-CoV-2 в час на выдохе. И даже выше.
Большая индивидуальная вариативность как количества производимых аэрозолей, так и их качества, особенно в период асимптоматичности, может способствовать появлению случаев супер-распространения ковида.
Результаты различных комбинаций эпидемиологических анализов заболеваемости ковидом; эксперименты с моделированием воздушного потока; трассирующие эксперименты, анализ случаев событий сверхраспространения в ресторанах, на мясокомбинатах, самолетах, автобусах, на круизном лайнере, во время пения на репетиции хора и нахождения в церкви- предполагают, что аэрозоли - наиболее вероятный способ передачи, по сравнению с капельным (преимущественно выделяются при кашле или чихании) или фомитами. Для всех этих случаев супер-распространения: дело проиходит в помещении, с общим воздухообменом, отсутствием контакта или даже близкого расстояния (до 2 м).
Среди общих черт супер-распространения: нахождение в помещении, скопление людей, продолжительность воздействия 1 час и более, плохая вентиляция, вокализация и отсутствие правильно надетых масок. При этом, стоит помнить, что капельная передача доминирует только тогда, когда люди находятся в пределах 0,2 м во время разговора, или чихают или кашляют (тогда капли летят дальше), а фомиты (пока что) считаются одним из последних в значимости способом распространения квоида. Все это вместе более чем намекает, что доминирующим путем передачи, особенно для несимптоматичных вариантов, может быть аэрозольный способ.
У значительной части людей, инфицированных SARS-CoV-2, на момент тестирования симптомы отсутствуют. Считается, 20-45% людей, инфицированных SARS-CoV-2, могут быть асимптоматичными, при том, что большинство имеют симптомы разной степени выраженности и тяжести. Инфекционность короанвируса достигает пика за два дня до появления симптомов и продолжается во время симптоматичности, снижаясь и сходя на нет с выздоовлением. Для ковида установлено, что асимптоматичные и слабосимптоматичные могут быть так же заразны, как и выраженно больные.
Да и другие ОРЗ, точно так же, могут быть асимптоматичными и при этом заразными в инкубационный период.
Потому важно внедрить меры контроля, которые защищают от воздействия инфекционных вирусосодержащих аэрозолей, которые образуются, когда инфицированные люди без каких-либо симптомов разговаривают, поют или просто дышат. Поскольку эти люди не знают, что они инфицированы и распространяют вирус, они, как правило, продолжают участвовать в общественной деятельности, что приводит к передаче возбудителей воздушно-капельным путем.
Потому использование масок вобщественных местах- эффективный и экономичный способ блокировать аэрозоли, содержащие вирусы.
Моделирование показывает, что маски эффективно предотвращают бессимптомную передачу и снижают общее количество инфицированных людей, а эпидемиологические исследования показывают, что ношение масок снижает также и госпитализацию и смертность от ковида (популяционную).
Хирургические маски снижают выделение в среду вируса гриппа, сезонных человеческих коронавирусов и риновируса в выдыхаемых аэрозолях <5 мкм в окружаюший воздух до 100% (хотя и не всегда, зависит от того, как одета); еще более эффективно идет ими сдерживание капель (тк они крупнее). Маски, изготовленные из комбинации различных тканей и/или нескольких слоев, при правильном ношении без протечек могут блокировать до 90% частиц размером от 0,5 до 10 мкм.
Очевидно так же, что внедрение эффективных систем вентиляции - снизит передачу по воздуху инфекционных аэрозолей. Потому важно, чтобы был хороший воздухообмен без циркуляции.
Авторы рекомендуют обеспечить минимальную скорость вентиляции от 4 до 6 воздухообменов в час, и поддерживать уровни углекислого газа ниже 700-800 ppm, но важно так же и помнить о направлении воздушного потока.
Повышение эффективности фильтрации воздуха в системах кондиционирования воздуха, автономных очистителях HEPA, или внедрение систем УФ-дезинфекции воздуха помещений может еще больше снизить концентрацию вируса в аэрозолях.
Посколько заражать могут и те люди, кто асимптоматичен (еще или вообще), соблюдение мер, снижающих аэрозольную передачу продолжает быть актуальным во время эпидемии.
К сожалению, этот компонент большинством людей (и врачей в том числе) недоучитывается, соответственно и меры могут быть недостаточными, в этом направлении.
Статья хорошо иллюстрирована, думаю, все заинтересованные поймут о чем речь.




Ниже данные по материалам статьи (преимущественно, касательно ковида и мер).
Физическое дистанцирование, которое предовтращает, преимущественно, капельную передачу, также снижает и вероятность вдыхания аэрозолей, поскольку концентрации аэрозолей намного выше в непосредственной близости от инфицированного человека и тоже уменьшается срасстоянием. ВОЗ и многие национальные агентства общественного здравоохранения рекомендуют соблюдать физическое расстояние 1 или 2 м. Но это помогает ограниченно.
Если бы в передаче преобладали крупные капли, только дистанцирование могло бы само по себе эффективно подавить передачу SARS-CoV-2 (чего не наблюдается).
Есть много работ, в которых задокументированы случаи сверхраспространения в плохо вентилируемых помещениях, в том числе на сравнительно далекие расстояния.
Несмотря на предполагаемое преобладание капельной составляющей в воздушно-капельной передаче респираторных инфекций, существуют убедительные доказательства, подтверждающие передачу аэрозольным путем многих вирусов, включая вирус кори, гриппа, аденовирус, энтеровирус, респираторно-синцитиальный вирус (RSV), риновирус человека (hRV), коронавирусы тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV), ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV) и ковида (SARS -CoV-2).
Согласно оценкам, на долю аэрозольной передачи приходится примерно половина случаев для гриппа А.
Исследование передачи риновируса с заражением человека показало, что аэрозольная форма может быть доминирующим способом передачи. Есть данные исследований, что коронавирус SARS-CoV-2 у хомяков и хорьков передается аэрозольно (там эксперименты были организованы так, чтоб исключить непосредственный контакт и капельную передачу).
Анализ респираторных выбросов во время инфицирования вирусом гриппа, вирусом парагриппа, RSV, метапневмовирусом человека и hRV выявил присутствие вирусных геномов в аэрозолях, в частицах различных размеров, причем наибольшее количество виурса обнаруживается в аэрозолях <5 мкм, а не в более крупных частичках.
Для гриппа, в аэрозолях, выдыхаемых больными, РНК вируса была обнаружена и в частицах ≤5 мкм, и в > 5 мкм, при этом большее количество вирусной РНК содержалось в мелких аэрозольных частицах. Для ковида - и вирусная РНК, и сам вирус был обнаружен в аэрозолях от 0,25 до> 4 мкм. Лабораторные исследования показали, что SARS-CoV-2 в аэрозольной форме имеет может сохранять инфекционность 1- 3 часа.
С начала эпидемии ковида думали, что в передаче преобладает капельная составляющая, но пандемия вынудила проводить разные исследования, чтобы "заново открыть Америку"
Ранее уже было известно, что из из дыхательных путей больных с ОРЗ, и проб воздуха в помещениях, где они находятся, выделялись аденовирус, вирус Коксаки, кори, риновирус вирусы гриппа, RSV, вирусы SARS-CoV и MERS-CoV.
Потом, появились данные и по коронавирсусу SARS-CoV-2. Например, концентрация SARS-CoV-2 в воздухе больничной палаты с двумя пациентами с COVID-19 составляла от 6 до 74 TCID50 на литр (средняя инфекционная доза тканевой культуры на литр). Распределение встречаемости вирусного материала в составе аэрозольных частиц связано с местом их образования, механизмом продуцирования, и степенью заражениятканей в месте образования микрокапельки, и это все широко варьирует для разных вирусов.
Принято считать, что вирусные концентрации в клинических образцах (например, в мокроте или слюне) напрямую соотносятся с концентрацией виурса в каплях и аэрозолях, образующихся при дыхании, и что вирусная нагрузка зависит от начального объема капель и аэрозолей. Однако разделенные по размеру образцы аэрозолей, собранные в выдыхаемом воздухе людей, инфицированных вирусами гриппа A или B, вирусом парагриппа, сезонным коронавирусом, hRV или RSV, и воздуха, собранные в различных условиях, показывают, что более мелкие частицы оказываются сравнительно обогащены вирусами.
В образцах, взятых у больных гриппом при дыхании, разговоре и(или) кашле, более половины вирусной РНК была обнаружена именно в аэрозолях <4–5 мкм. В исследовании, в ходе которого собирались аэрозоли в поликлинике, детском центре и в самолетах, более половины РНК вируса гриппа A была обнаружена в аэрозолях <2,5 мкм.
В другом исследовании показано, что распределение вирусов гриппа и RSV в воздухе, измеренное в больнице, отличается- 42% РНК вируса гриппа A, но только 9% РНК RSV, находились в аэрозолях размером ≤4 мкм. Исследование нескольких других респираторных вирусов показало, что вирусная РНК чаще встречается в маленьких (<5 мкм) аэрозолях, чем в больших.
Касательно ковида - были данные, что часть пациентов с COVID-19 выделяет до 105-107 копий генома SARS-CoV-2 в час на выдохе. И даже выше.
Большая индивидуальная вариативность как количества производимых аэрозолей, так и их качества, особенно в период асимптоматичности, может способствовать появлению случаев супер-распространения ковида.
Результаты различных комбинаций эпидемиологических анализов заболеваемости ковидом; эксперименты с моделированием воздушного потока; трассирующие эксперименты, анализ случаев событий сверхраспространения в ресторанах, на мясокомбинатах, самолетах, автобусах, на круизном лайнере, во время пения на репетиции хора и нахождения в церкви- предполагают, что аэрозоли - наиболее вероятный способ передачи, по сравнению с капельным (преимущественно выделяются при кашле или чихании) или фомитами. Для всех этих случаев супер-распространения: дело проиходит в помещении, с общим воздухообменом, отсутствием контакта или даже близкого расстояния (до 2 м).
Среди общих черт супер-распространения: нахождение в помещении, скопление людей, продолжительность воздействия 1 час и более, плохая вентиляция, вокализация и отсутствие правильно надетых масок. При этом, стоит помнить, что капельная передача доминирует только тогда, когда люди находятся в пределах 0,2 м во время разговора, или чихают или кашляют (тогда капли летят дальше), а фомиты (пока что) считаются одним из последних в значимости способом распространения квоида. Все это вместе более чем намекает, что доминирующим путем передачи, особенно для несимптоматичных вариантов, может быть аэрозольный способ.
У значительной части людей, инфицированных SARS-CoV-2, на момент тестирования симптомы отсутствуют. Считается, 20-45% людей, инфицированных SARS-CoV-2, могут быть асимптоматичными, при том, что большинство имеют симптомы разной степени выраженности и тяжести. Инфекционность короанвируса достигает пика за два дня до появления симптомов и продолжается во время симптоматичности, снижаясь и сходя на нет с выздоовлением. Для ковида установлено, что асимптоматичные и слабосимптоматичные могут быть так же заразны, как и выраженно больные.
Да и другие ОРЗ, точно так же, могут быть асимптоматичными и при этом заразными в инкубационный период.
Потому важно внедрить меры контроля, которые защищают от воздействия инфекционных вирусосодержащих аэрозолей, которые образуются, когда инфицированные люди без каких-либо симптомов разговаривают, поют или просто дышат. Поскольку эти люди не знают, что они инфицированы и распространяют вирус, они, как правило, продолжают участвовать в общественной деятельности, что приводит к передаче возбудителей воздушно-капельным путем.
Потому использование масок вобщественных местах- эффективный и экономичный способ блокировать аэрозоли, содержащие вирусы.
Моделирование показывает, что маски эффективно предотвращают бессимптомную передачу и снижают общее количество инфицированных людей, а эпидемиологические исследования показывают, что ношение масок снижает также и госпитализацию и смертность от ковида (популяционную).
Хирургические маски снижают выделение в среду вируса гриппа, сезонных человеческих коронавирусов и риновируса в выдыхаемых аэрозолях <5 мкм в окружаюший воздух до 100% (хотя и не всегда, зависит от того, как одета); еще более эффективно идет ими сдерживание капель (тк они крупнее). Маски, изготовленные из комбинации различных тканей и/или нескольких слоев, при правильном ношении без протечек могут блокировать до 90% частиц размером от 0,5 до 10 мкм.
Очевидно так же, что внедрение эффективных систем вентиляции - снизит передачу по воздуху инфекционных аэрозолей. Потому важно, чтобы был хороший воздухообмен без циркуляции.
Авторы рекомендуют обеспечить минимальную скорость вентиляции от 4 до 6 воздухообменов в час, и поддерживать уровни углекислого газа ниже 700-800 ppm, но важно так же и помнить о направлении воздушного потока.
Повышение эффективности фильтрации воздуха в системах кондиционирования воздуха, автономных очистителях HEPA, или внедрение систем УФ-дезинфекции воздуха помещений может еще больше снизить концентрацию вируса в аэрозолях.
Посколько заражать могут и те люди, кто асимптоматичен (еще или вообще), соблюдение мер, снижающих аэрозольную передачу продолжает быть актуальным во время эпидемии.